Главная Литература Курсовые работы Дипломные работы Доклады Шпаргалки Сочинения Государственный экзамен
Главная
Административное право
Актуальные проблемы гражданского права
Административный процесс
Арбитражный процесс
Аграрное право
Адвокатура
Банкротство
Банковское право
Безопасность жизнедеятельности
Вещное право
Государственное право стран СНГ
Гражданское право
Гражданский процесс
Договорное право
Земельное право
Информатика и математика
Избирательное право
История России
История отечественного государства и права
История государства и права зарубежных стран
История политических и правовых учений
Концепция современного естествознания
Культурология
Криминалистика
Криминология
Криминопенология
Конституционное право зарубежных стран
Конституционное право
Конфликтология
Логика
Муниципальное право
Математическая статистика
Международное право
Международное частное право
Налоговое право
Наследственное право
Нотариат
Особенности рассмотрения гражданских дел
Основы бухгалтерского учета
Обязательственное право
Право народов Кавказа
Правовая информатика
Правовая статистика
Политология
Противодействие правоохранительной преступности
Психология
Права человека и способы их защиты
Право социального обеспечения
Предпринимательское право
Правоохранительные органы
Право интеллектуальной собственности
Право Европейского Союза
Рынок ценных бумаг
Римское право
Страховое право
Судебная психиатрия
Судебная медицина
Статистика национальной экономики
Семейное право
Сравнительное правоведение
Социология
Таможенное право
Теория государства и права
Трудовое право
Трудовые споры
Уголовный процесс
Уставное право
Уголовное право зарубежных стран
Уголовное право
Финансовое право
Философия права
Философия
Экологическое право
Экономика
Экономическая статистика
Ювенальное право
Юридическая антропология
Главная arrow История России arrow Лекции arrow Столыпинская аграрная реформа

Столыпинская аграрная реформа

Столыпинская аграрная реформа была шагом по пути капиталистического развития страны. Для снижения крестьянского малоземелья правительство решило передать 12 августа 1906 г. Крестьянскому банку удельные, а затем свободные казённые земли европейской России для продажи их крестьянам. Основным законодательным актом, ознаменовавшим коренной поворот в аграрной политике правительства, стал, как уже было сказано, Указ 9 ноября 1906 года, по которому крестьянам предоставлялось право выхода из общины, укрепив за собой в личную собственность надельные земли.

Указ 9 ноября 1906 года был дополнен Указом 15 ноября; который разрешал залог надельных земель в Крестьянском Банке как отдельным крестьянам, так и обществам и товариществам. После дополнения Указ 9 ноября 1906 года был утверждён как Закон 14 июня 1910 г.

Землеустройство крестьян было окончательно нормировано Законом мая 1911 года, который давал право разверстания общинных земель на хутора и отруба простым большинством голосов, а не двумя третями, как раньше.

Реформирование аграрных отношений путём создания значительного слоя частных земельных собственников осуществлялось с помощью трёх экономических рычагов: 1) землеустройства крестьян, 2) деятельности Крестьянского поземельного банка, 3) переселения крестьян на пустующие земли. Еще, будучи саратовским губернатором, П.А.Столыпин писал в отчете императору: «Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность. Она же служит залогом порядка, так как мелкий собственник представляет из себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве».

Одним из органов по претворению в жизнь реформы стали землеустроительные комиссии, задачей которых было устранение недостатков существующего землевладения и землепользования.

Главной идеей землеустройства была опора на крестьянское хозяйство как самостоятельную единицу. Другим новым подходом стало применение подворных, а не душевых земельных норм. Конечной целью землеустройства было создание хуторских хозяйств на землях, находящихся в частной собственности их владельцев. Создание хуторов поощрялось большими преимуществами и льготами в получении ссуд, в технической помощи, строительстве. В Думе развернулись дебаты, можно ли давать землю в собственность главе семьи, а не в общесемейную собственность, так как есть опасность, что крестьянин землю пропьет и оставит семью без средств. Столыпин заявлял, что правительство, проводя Закон 9 ноября 1906 г., делало ставку на разумных и сильных, а не пьяных и слабых.

Доля выделяемой из общины земли была меньше доли выделившихся хозяев. Это означало, что укрепляла землю масса малоземельных крестьян для продажи. Например, в Ставропольской губернии 48,6% укрепленцев продали свой надел и 51,4% - частично. Покупателей оказалось вдвое меньше, чем продавцов. По мобилизации надельных земель Ставропольская губерния занимала одно из первых мест в России, а по продаже укреплённых участков стояла на первом месте. Продажа укреплённых земель крестьянами велась для того, чтобы улучшить хозяйство, приобрести скот, орудия, а также из-за переселения за Урал.

На реорганизацию хозяйства нужны были средства. Крестьяне могли получать ссуду под залог надельных земель в Крестьянском банке. Ссуды давались на льготных условиях, без процентов; возвращать их надо было по истечении пяти льготных лет в течение 10 следующих лет.

Важной стороной реформы была продажа казенного земельного фонда. Однако правом льготной покупки не могли воспользоваться дворы, имеющие промысловые заработки, что лишало возможности многих иногородних приобретать землю. Особенностью столыпинской реформы был ее добровольный характер: впервые у крестьян была возможность выбора - выходить из общины или оставаться в ней.

В целом по стране укрепили землю в собственность 21,8% домохозяев. Самой высокой доля вышедших из общины крестьян была в южных губерниях - Екатеринославской, Таврической, Харьковской и Херсонской - 40,3%. В Самарской губернии укрепили землю 29,6% дворов, в Черноземном центре и Поволжье - 22,2% дворов, в Центральном промышленном районе - 17% и в северных и уральских губерниях - 7,3%. Всего по 40 затронутым реформой губерниям было укреплено в собственность 14% общинной земли. Особенно успешно реформа прошла в Ставропольской губернии, где было зажиточное население и отсутствовали крепостнические пережитки. По переписи 1916 года хуторские и отрубные хозяйства на Ставрополье составляли 21% всех хозяйств (по стране - 9%).

Недостатками в проведении реформы можно считать игнорирование региональных различий, идеализация хуторов и отрубов (так, в степных губерниях хутора не прижились из-за трудностей с водоснабжением), недостаточное финансирование.

Одним из последствий реформы стало активное освоение новых земель, в частности Сибири, Казахстана, Закавказья. Так, за 1906-1916 гг. в Сибирь уехало 3,1 млн. человек, однако, более полумиллиона переселенцев возвратились назад, не сумев прижиться на новом месте, потеряв землю и имущество. Тем не менее, развитие Сибири стало более интенсивным, были распаханы пустующие земли, возникли новые города. Стало развиваться маслоделие, Россия снабжала сибирским масло всю Европу. Сибирское масло давало стране золота вдвое больше, чем сибирская золотопромышленность. В 1910 г. Столыпин совершил поездку в Сибирь. Сибирь, где не было помещиков и тон задавал богатый мужик, произвела глубокое впечатление на Столыпина. Он говорил: «главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».

Результаты реформы трудно отделить от последствий благоприятной хозяйственной конъюнктуры, итогов общего развития сельского хозяйства в конце XIX — начале XX веков, тем не менее, её роль в ускорении экономического и социального развития страны неоспорима. Она способствовала подъёму товарности хозяйства. Сельскохозяйственное производство всё больше стало зависеть от рынка и расширяться по мере роста спроса на продукты сельского хозяйства. Начинали возделывать новые полевые культуры, улучшать породы скота. Изменение системы земледелия позволило крестьянам использовать новые усовершенствованные орудия и машины.

Реформа способствовала ускорению процесса имущественного и социального расслоения села, она ускорила процесс мобилизации крестьянской надельной земли, концентрации ее в руках зажиточных хозяев. Это, естественно, не отвечало требованиям социальной справедливости, столь распространенным как в среде российского крестьянства, так и среди многих политических партий; однако привело к значительному экономическому эффекту.

Результаты аграрных реформ в социальной сфере были во многом противоречивыми. С одной стороны сельская беднота разорялась, теряя свои земли целиком или частично. С другой стороны, это давало резерв рабочей силы как для промышленности, так и для капиталистического сельского хозяйства. Наибольшее количество товарного зерна и скота давали именно кулацкие хозяйства, с другой стороны, положение у них батраков было довольно тяжелым.

Законы всячески поощряли создание крестьянских единоличных хозяйств. Однако четыре пятых надельных земель осталось в общинах. Помимо объективных причин, коренившихся в уровне развития крестьянского хозяйства, социальной защищённости сельского населения, которое давала община, были и субъективные причины: консерватизм крестьянской психологии, слабая работа местных органов по разъяснению крестьянам сути реформы. Сыграла свою роль и довольно сложная для крестьян бюрократическая процедура, связанная с организацией нового хозяйства, получением ссуд, прохождением массы инстанций при решении вопросов землеустройства. Процесс реформирования аграрных отношений был прерван войной. В 1915 г. правительство распорядилось прекратить землеустроительные работы до окончания войны.

Петр Аркадьевич Столыпин в одном из интервью как-то заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России». Однако история этих лет России не дала.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Помощь студенту

Советы

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Анекдоты про студентов


home contact search contact search