Главная Литература Курсовые работы Дипломные работы Доклады Шпаргалки Сочинения Государственный экзамен Реклама Файловый архив
Главная
Административное право
Арбитражный процесс
Аграрное право
Банковское право
Бизнес адвокатура - профессиональные навыки юриста
Безопасность жизнедеятельности
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Земельное право
Информатика и математика
История России
История отечественного государства и права
История государства и права зарубежных стран
История политических и правовых учений
Концепция современного естествознания
Культурология
Криминалистика
Криминопенология
Конституционное право зарубежных стран
Конституционное право
Логика
Муниципальное право
Математическая статистика
Международное право
Налоговое право
Нотариат
Особенности рассмотрения гражданских дел
Основы бухгалтерского учета
Право народов Кавказа
Правовая информатика
Правовая статистика
Политология
Противодействие правоохранительной преступности
Психология
Права человека и способы их защиты
Право социального обеспечения
Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Предпринимательское право
Правоохранительные органы
Право Европейского Союза
Римское право
Страховое право
Судебная психиатрия
Судебная медицина
Статистика национальной экономики
Семейное право
Сравнительное правоведение
Социология
Таможенное право
Теория государства и права
Трудовое право
Уголовный процесс
Уголовное право
Финансовое право
Философия права
Философия
Экологическое право
Экономика
Экономическая статистика
Ювенальное право
Юридическая антропология
загрузка...
Главная arrow Муниципальное право arrow Конспект лекций arrow Территориальные основы местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления

Муниципальное право - Конспект лекций

Понятие территориальных основ местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненность государственных органов, действующих на разных тер­риториальных уровнях государственного управления.

В советский период административно-территориальными еди­ницами являлись: края, области, районы, города, городские райо­ны, поселки, территории сельских Советов (они включали одно село или несколько сел). В границах данных административно-территориальных единиц создавались и функционировали соответствующие местные органы государственной власти и государст­венного управления (начиная с краевых, областных Советов и их исполнительных комитетов до поселковых, сельских Советов и их исполнительных комитетов включительно). Вопросы администра­тивно-территориального устройства Российской Федерации отно­сились к компетенции федеральных органов государственной власти и регулировались Положением о порядке решения вопро­сов административно-территориального устройства, утвержден­ным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъ­ектов Федерации, которые самостоятельно определяют свое адми­нистративно-территориальное деление.

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные прин­ципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государствен­ной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуп­равления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуп­равления. В связи с этим возникают вопросы о том, связана ли организация местного самоуправления с административно-терри­ториальным делением государства и возможно ли несколько тер­риториальных уровней организации местного самоуправления, а также соподчинение органов местного самоуправления разного территориального уровня.

Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития мест­ного самоуправления в Российской Федерации.

Первоначально органы местного самоуправления не создавались и функционировали в границах административно-территориальных единиц.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона местное самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в родах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.

Таким образом, принципы административно-территориального устройства, предполагающие отношения соподчинения органов власти разного территориального уровня, были, по существу перенесены на систему местного самоуправления.

Организация местного самоуправления на других территориях возможна на основе объединения отдельных городских и сельских поселений- «Поселенческий» принцип организации местного самоуправления ставит, таким образом, под сомнение существова­ние района в качестве самостоятельной территориальной единицы местного самоуправления. Так, в соответствии с Положением об основах организации местного самоуправления органы местного самоуправления должны были образовываться в «городах, сель­ских поселениях, других населенных пунктах» (п. 1). Что же ка­сается района, сельского округа (территории сельсовета), то со­гласно указанному Положению на территориях, включающих не­сколько городских или сельских поселений (под это определение попадают и территория района, и территория сельского округа), совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий.

Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о тер­риториальных основах местного самоуправления. Неофициально считается принятым «американский» вариант с организацией самоуправления в таунах, тауншипах и муниципальных корпорациях. Согласно  ст. 131 «местное самоуправление(4) осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом истори­ческих и иных местных традиций». Таким образом, Конститу­ция РФ не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориаль­ным устройством. Вместе с тем она не исключает возможнос­ти такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправ­ления вслед за ГК РФ (часть первая) использует новое понятие: «муниципальное образование», имеющее важное значение для ре­шения вопроса о территориальной организации местного самоуп­равления. Однако, самостоятельно решая вопросы территориальной орга­низации местного самоуправления, субъекты РФ должны основы­ваться на следующих принципах:

а) местное самоуправление осуществляется на всей террито­рии Российской Федерации в городских, сельских поселениях и иных поселениях (общиных).

Ограничение права граждан на осуществление местного само­управления на отдельных территориях допускается федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Конституция РФ (ст. 131), Закон об общих принципах органи­зации местного самоуправления (ст. 12) гарантируют каждому го­родскому и сельскому поселению право на самоуправление и не допускают местное управление только в качестве временного. Поря­док реализации этого права устанавливается законами субъектов Федерации. Это право может быть реализовано, во-первых, путем создания самостоятельного муниципального образования, во-вто­рых, путем присоединения к какому-либо муниципальному обра­зованию и, в-третьих, возможна организация территориального общественного самоуправления на территории поселения, не явля­ющегося муниципальным образованием;

в) обеспечение экономических и организационных условий для осуществления местного самоуправления.

Обязательным условием для признания территориальной еди­ницы в качестве территории муниципального образования, т.е. территориальной основы местного самоуправления, является на­личие муниципальной собственности, местного бюджета и выбор­ных органов местного самоуправления.

г) обеспечение целостности территории муниципального об­разования. Вопросы территориальной организации местного самоуправле­ния должны решаться с учетом компактного проживания на тер­ритории муниципального образования национальных групп и об­щностей, корённых (аборигенных) народов, казачества и других исторических и местных традиций.

Проблемы территориальной организации местного самоуправ­ления тесно связаны с вопросом о предметах ведения местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения, установ­ленный федеральным законом, является достаточно обширным и по существу единым для всех муниципальных образований. Поэ­тому каким бы небольшим по своей территории, населению и дру­гим параметрам ни было муниципальное образование, оно обязано заниматься решением всех вопросов местного значения, указан­ных в общефедеральном перечне. Но очень часто муниципальные образования несопоставимы по своему финансово-экономическо­му потенциалу (небольшой поселок и крупный город).

Закрепление территориальных основ местного самоуправления в Конституции РФ.

Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Законом об общих принципах организации места самоуправления к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 5). Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации принимают законы, закрепляют порядок установления и изменения границ муниципальных образований. Законы должны обязательно предусматривать гаран­тии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуп­равление.

Как показывает практика, право устанавливать и изменять гра­ницы муниципального образования закрепляется либо за законо­дательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, либо за главой исполнительной власти субъ­екта Федерации. Согласно ст. 18 Закона Республики Марий Эл от 13 мая 1997 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Марий Эл» установле­ние и изменение границ районов, сельсоветов, городов, поселков производится Государственным Собранием Республики по пред­ставлению Президента либо Правительства Республики или рай­онного (городского) собрания в порядке, установленном для осу­ществления ими права на законодательную инициативу. При этом Закон обязывает учитывать мнение населения. Прохождение границы устанавливается:

а) по суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на судоходных реках — по середине главного фарватера; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равноот­стоящей срединной, прямой или другой линии;

в) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водо­емах — в соответствии с границей, проходившей на местности до ее затопления;

г) на мостиках, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи и иные водоемы, — по середине этих соору­жений.

Описание и порядок установки знаков определяется Прави­тельством Республики.

Закон Московской области от 31 июля 1997 г. «О порядке обра­зования, объединения, преобразования и упразднения муници­пальных образований» предоставляет право устанавливать и из­менять границы муниципального образования губернатору облас­ти. Губернатор решает эти вопросы в порядке, устанавливаемом законом Московской области об установлении и изменении границ муниципальных образований.

Вопросы об установлении или изменении территорий внутригородских муниципальных образований решаются с учетом мне населения соответствующей территории представительным ном местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Границы и состав территории муниципального образования указываются в его уставе.

 
 
загрузка...

Помощь студенту

Советы

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
103 гостей

Анекдоты про студентов

Парень по блату поступает в институт. Экзаменатор:
- А теперь вопрос на засыпку: между кем и кем была русско-японская
война?

Читать дальше...


home contact search contact search Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов